borisliebkind (borisliebkind) wrote,
borisliebkind
borisliebkind

Categories:

"Золотая Адель"

Автор - Dmitry_Shvarts. Это цитата этого сообщения
"Золотая Адель"- Национальная визитная карточка австрийцев

ДОРОГОЙ ПОЦЕЛУЙ. Ревность художника

 

340 400
Сегодня Густав Климт считается самым дорогим художником в мире. Его картина "Портрет Адели Блох-Бауэр I" (1907), которую называют также "австрийской Моной Лизой", была приобретена миллиардером-филантропом Рональдом Лаудером за 135 миллионов долларов и теперь находится в основанной им Новой галерее в Нью-Йорке.

 

Если для Австрии Густав Климт – все равно что Пикассо для Испании или Ван Гог для Нидерландов, то его бессмертную "золотую Адель" можно без ложной скромности назвать национальной визитной карточкой австрийцев. Моделью знаменитого портрета стала жена сахарного фабриканта Фердинанда Блох-Бауэра – Адель.

 

В завещании она просила мужа, чтобы после его смерти ее знаменитые портреты (Климт создал еще несколько полотен с ее участием) были переданы в Австрийскую галерею. Фердинанд полностью волю жены не выполнил, он передал галерее лишь один пейзаж Климта. В 1938 году, после аншлюсса Австрии Германией, еврей Блох-Бауэр был вынужден бежать в Цюрих. Он умер в 1945-м, оставив завещание в пользу наследников. Большая коллекция предметов искусства Блох-Бауэров, включая пять картин Климта, и "Золотую Адель" в том числе, была конфискована фашистской Германией и передана Австрийской галерее. 

В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, мотивированные нацистской идеологией, недействительными. Но даже после этого судьбоносного для потомков Блох-Бауэров решения австрийское правительство не торопилось отдавать полотно. Прошло немало громких судебных процессов, прежде чем "Золотая Адель" вернулась к законным владельцам.

Климт родился в венском пригороде Баумгартен. Его отец, выходец из Чехии, не был успешен в своем ремесле ювелира, поэтому дети росли в бедности. Густав бросил школу в 14 лет, однако сумел поступить в училище искусств и ремесел. Еще будучи студентом, он начал выполнять заказные работы, объединившись со своим братом Эрнстом и художником Францем Матчем. Постепенно фирме Климта – Матча стали поручать все более ответственные работы по декорированию общественных зданий.

 

К тридцати годам Климт уже считался непревзойденным живописцем-декоратором, и это открывало перед ним прибыльную перспективу для официальных заказов. Однако в 1897 году он принял участие в бунте против художественных ортодоксов, который привел к образованию экспериментальной группы "Сецессион" - объединения художников, пожелавших выставлять работы, созданные в более современном стиле. Климт стал первым президентом "Сецессиона".

 

В работах "Философия", "Медицина" и "Юриспруденция" Климт создал неприкрытый образ человеческого существования, наполненный болью, сексуальностью и смертью, что вызвало настоящую бурю критики. Дело закончилось тем, что в 1905 году Климт вернул аванс и оставил картины себе. Правда, его портретное искусство ценилось настолько высоко, что он никогда не испытывал материальных затруднений, он был свободен от бремени официальных работ и мог идти своим путем.

Искусство Климта - борьба противоположных импульсов: чувственного, натуралистического изображения и заполнения холста сияющими загадочными орнаментами. Это чувствуется даже в блистательных портретах светских женщин и в великолепных пейзажах. В одной из самых знаменитых картин Климта, "Поцелуй", сияющие геометрические орнаменты готовы поглотить человеческие фигуры, слившиеся в чувственном поцелуе.


 

История "Поцелуя"

Сегодня исследователи считают, что натурщиками для этой всемирно известной картины выступили сам художник и его возлюбленная Эмилия Флёге, с которой вечный холостяк Климт состоял в долгих и сложных отношениях. Однако существует и другая версия, больше похожая на красивую легенду.

Некий граф заказал у художника картину, где бы он был запечатлен со своей возлюбленной в страстном поцелуе. Он передал Климту медальон с портретом девушки. Художник принялся за работу, и вскоре представил ее на суд графу. Полотно невероятно понравилось графу, правда он удивился, почему на картине их уста так и не соединились в поцелуе. Климт ответил, что хотел изобразить атмосферу желания и страсти, которая вот-вот толкнет возлюбленных в объятья. Картина пришлась по душе и заказчику. Некоторые биографы писали, что позже Климт якобы раскрыл секрет этого "недопоцелуя" - работая с медальоном, художник сам влюбился в юную девушку, и незавершённый поцелуй явился маленькой местью, вызванной чувством ревности к удачливому графу.

 

"Поцелуй", наравне с "Золотой Аделью", стал знаменитым произведением художника, и это не случайно, ведь картина сосредоточила все основные знаковые элементы композиции, свойственные почерку мастера. Цветочные луга мы встречаем в пейзажных работах автора, сложный прихотливый орнамент является лейтмотивом подавляющего числа зрелых работ, а позолотой Климт особенно увлекся в последние годы творчества.

 

Климт сторонился рекламной шумихи и не чурался рутинной, постоянной работы. История его жизни – это история его развития как художника, отразившая внутренний мир, исполненный живых красок и чувств, который не разрушила даже мировая война.

Климт умер в Вене 6 февраля 1918 года, за несколько месяцев до окончательного падения Австро-Венгрии. Многие его картины остались незаконченными.


Ариэль Городецкий

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments