borisliebkind (borisliebkind) wrote,
borisliebkind
borisliebkind

Анзя Езерска

ЕЗЕ́РСКА Анзя (Yezierska, Anzia; около 1885, Плинск, близ Варшавы, – 1970, Онтарио, Калифорния), американская писательница. Выросла в религиозной многодетной семье, где отец посвятил себя изучению Талмуда, а мать зарабатывала на жизнь; сыновья получили образование, но Езерска окончила лишь два класса школы, так как отец считал, что для девочки образование не обязательно. В начале 1890-х гг. семья эмигрировала в США и поселилась в Нью-Йорке.

Езерска (в официальном документе об иммиграции она была записана как Гарриэт Майер, но впоследствии восстановила прежнее имя) работала в швейной мастерской, но стремилась к образованию. Она ушла от родителей и поступила в филантропическое учебное заведение имени Клары Гирш (см. М. де Гирш), где готовили преподавателей кулинарии. В 1901–1905 гг. Езерска училась в педагогическом колледже при Колумбийском университете, после окончания колледжа преподавала в начале школе (1908–13). Несмотря на замужество и рождение дочери, Езерска продолжала стремиться к самостоятельности; в 1916 г., разведясь с мужем, она переехала в Сан-Франциско и стала социальным работником.



Литературный дебют Езерской состоялся сравнительно поздно — в 1915 г. был опубликован рассказ «Бесплатный дом отдыха» об унижениях, с которыми сталкиваются нуждающиеся женщины в благотворительных учреждениях. Впоследствии эта тема была развита в романе «Наглая попрошайка» (1927), где тщеславие богатых филантропок противопоставлено подлинной доброте бедной женщины. Известность писательнице принес сборник рассказов «Голодные сердца», в названии которого отражен один из основных мотивов творчества Езерской — потребность недавних иммигрантов в человеческом тепле, в приобщении к культуре.

В 1922 г. С. Голдвин снял по этой книге фильм и предложил Езерской работу киносценариста. Но атмосфера Голливуда была чужда писательнице, и она вскоре вернулась в Нью-Йорк. В 1925 г. был экранизирован роман Езерской «Саломея из многоэтажки» (1922). В образе его героини, одержимой стремлением к успеху, отражены характер и обстоятельства жизни Роз Пастор Стоукс (1879–1933), журналистки, которая вышла замуж за миллионера-нееврея, а впоследствии стала известной феминисткой (см. Феминистское движение).

Вхождение еврейских иммигрантов в американскую жизнь, конфликт между традиционными и новыми ценностями — тема многих произведений Езерской, в том числе повести «Дети одиночества» (1923), романа «Кормильцы» (1925). Среди персонажей Езерской — фанатичный, не способный содержать семью отец, измученная непосильным трудом мать, оторвавшиеся от своих корней американизированные евреи, молодая женщина, бунтующая против патриархального гнета и религиозных устоев, в образе которой немало черт самой Езерской. Особенно сильны автобиографические мотивы в романе «Всё, чем мне никогда не быть» (1932), где отражена история отношений Езерской с философом Дж. Дьюи и приведены его письма и стихи 1917–18 гг., обращенные к ней.

С начала 1930-х гг. реалистические произведения Езерской постепенно утратили популярность. Однако с середины 1970-х гг., в связи с ростом феминизма, возобновился интерес к личности и творчеству писательницы, появились посвященные ей работы, были переизданы некоторые ее произведения, в том числе книга беллетризированных мемуаров «Красная лента на белом коне» (1950).

Источник: http://zamok.druzya.org/index.php?showtopic=1651&st=470&gopid=100409&#entry100409
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments