Previous Entry Share Next Entry
Иринa Скобцевa
borisliebkind
Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Ирине Скобцевой 90-лет..."Моя жизнь принадлежала Бондарчуку"

Вчера нашей любимой Ирине Скобцевой исполнилось 90  лет!Счастья Вам и здоровья Ирина Константиновна!!!

У меня было все: счастье, любовь, семья... А теперь темнота. Мне часто говорила моя дочь Алена: «Мама, у тебя нет друзей». А моя жизнь принадлежала Бондарчуку, служению ему.

Своим рождением Ирина Константиновна обязана научному сотруднику Главного управления метеослужбы Константину Алексеевичу Скобцеву и его супруге — Юлии Николаевне, архивариусу. Произошло знаменательное событие в городе Тула.

 Об актерской профессии она всерьез никогда не думала, хотя в школе занималась в драмкружке, и после школы по проторенной дорожке отправилась в университет. Училась на искусствоведческом, писала курсовую по Тинторетто и мечтала когда-нибудь увидеть эту красоту своими глазами. И это ей удалось благодаря своей второй профессии — актерской.

Примечательно, что будущая гран-дама советского кинематографа после окончания средней школы поступила отнюдь не в театральный вуз, а на искусствоведческое отделение исторического факультета Московского университета.  «Очевидно, гены во мне проявились»,— рассказывала актриса, пояснив, что ее родословная связана со старинным родом купцов Корзинкиных — меценатов и собирателей древнерусской живописи. Вот и Ирина в студенчестве с удовольствием занималась изучением иконописи. Но не только. Параллельно вовлеклась в деятельность студенческого театра и выступала там настолько успешно, что сразу же после завершения учебы в МГУ решила овладеть актерским искусством профессионально и поступила в Школу-Студию МХАТ. 

Юлия Николаевна, мама Ирины Константиновны: «Ира росла внимательной и доброй девочкой. И очень красивой. Вся в отца. Она у нас была единственной дочерью, и мы с отцом всегда старались ей помочь. Мы долго жили в коммуналке, потом получили двухкомнатную квартиру после войны. Когда они с Сергеем Федоровичем поженились, мы отдали одну комнату молодоженам, а сами с бабушкой втроем жили в другой. Они ждали, когда им построят кооперативную квартиру, но так получилось, что вскоре Сергею дали квартиру на Тверской. Свой кооперативный взнос он отдал детскому садику, квартиру мы сдали государству и все вместе переехали жить в новую квартиру. Родилась Аленка, и я ушла на пенсию».

Фильму «Отелло» суждено было стать судьбоносным не только в творческой карьере актрисы, но и в личной жизни. Именно на съемках этой картины начался роман Ирины Скобцевой с кинопартнером Сергеем Бондарчуком — исполнителем роли главного героя. Сблизились артисты во время первой же поездки в экспедицию в Ялту — на почве обоюдного увлечения живописью. «Всю ночь проговорили, — вспоминала актриса. — Встали у окна вагона поезда вечером, а разошлись лишь под утро». Из этой же ночной беседы выяснилось, что Бондарчук, хотя нигде рисованию не учился, но рисовал постоянно — с натуры, все, что видел. Даже писал иконы.

В этой же летней киноэкспедиции Сергей Федорович, не имея возможности найти подарок ко дню рождения своей партнерши, вырезал для нее из куска березового ствола небольшую скульптуру — бюст Льва Николаевича Толстого. Это был его первый подарок будущей жене.Однажды Ирина Константиновна сказала, что к их с Бондарчуком истории такие банальные понятия, как «роман» и «увлечение», не применимы. «Нас обоих пронзила шаровая молния. Это было озарение. Вспышка. Любовь с первого взгляда — на всю жизнь. Мы прожили в любви 35 лет, до последнего вздоха Сергея Федоровича. Это была судьба». Кадры венчания героев в «Отелло» снимали в Риге.

Там, в стенах католической церкви, над артистами был произведен полноценный обряд. «Когда мы вышли из костела, — вспоминала актриса, — Бондарчук схватил меня за руку и сказал: «Все, Скобцева, теперь тебе от меня не отвертеться…» А потом, когда мы уже были мужем и женой, смеялся: «Сперва я задушил тебя, а потом женился». Жили  у Ирины ЕЕ дом — это обычный московский хлебосольный дом, двери были открыты для всех, всегда пеклись пироги... Большая семья: папа, мама, бабушка. Бондарчук много работал дома: писал сценарии. В период «Судьбы человека» все ему помогали — кто-то резал, кто-то клеил, а кто-то еду готовил на всю честную компанию, теща день и ночь печатала. «Судьбу человека» Сергей  снял  картину в очень короткий срок — за 74 дня. Ни одного кадра не ушло в корзину.


 

Юлия Николаевна: «Они были удивительной парой, они всюду были вместе, взявшись за руки. Когда Сергей Федорович куда-нибудь собирался, он торопил Ирину: «За ручку, пошли». Мы часто над ними подтрунивали и называли их «за ручку». Впервые они увиделись на съемках, он стал после часто нам звонить домой. Бабушка звала Иру к телефону: «Иди, тебе какой-то Бондарчук звонит». После «Отелло» он развелся, и они поженились. Он потом часто шутил: «Сперва задушил, а потом женился».

На фестивале 1956 года в Канне картина про Отелло получила приз за лучшую режиссуру. А исполнительница роли главной героини получила титул «мисс шарм Каннского кинофестиваля». Это был фурор. Впоследствии, правда, Ирина Константиновна сетовала на то, что при всем при этом фильм оказал ей «медвежью услугу»: «Все заговорили о моей красоте, упуская из вида тот факт, что я еще и актриса. Тем самым ограничивая мои творческие возможности. Вроде как обычных женщин я играть не смогу…». 


 

Алла Ларионова, актриса: «Мы жили в одном доме на улице Черняховского и дружили семьями. Дни рождения отмечали, день свадьбы, тем более что он у нас был в один день. Мы тогда начинали жизнь с нуля. Бондарчуки первыми купили модный проигрыватель, огромный ящик для пластинок. Вместе с Ирой мы покупали шторы, радовались каждой мелочи. Крестили друг у друга детей. А как она любила Сережу! Она старалась создать ему все условия. Помню, сидели мы у них как-то в гостях и вдруг Сергей говорит: «Ира, я хочу рыбы». Она тут же вскакивает, одевается и бежит покупать рыбу».

Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук в фильме Георгия Данелии «Сережа

И все же артистке удалось вырваться из рамок стереотипа и в дальнейшем примерять на себя даже комедийные роли — в фильмах «Неповторимая весна», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Совсем пропащий», «Зигзаг удачи» и других. Данелия вообще называл Скобцеву своим талисманом. Чему актриса была несказанно рада. «Обожаю комедии, — говорила она. — И очень рада, что, помимо ролей из классических произведений, мне довелось сыграть в фильмах, где не требовалось надевать корсет, дабы сыграть даму из минувших столетий». 

Как известно, любовь зачастую идет рядом с ревностью, и хотя Скобцева, несмотря на свою ослепительную внешность, повода не давала, Бондарчук жену ревновал. Актриса приводила один пример, когда взволнованный супруг без предупреждения прибыл на съемки фильма «Поединок», где она снималась. Прямо на съемочную площадку прибежал — в момент любовной сцены с Юрием Пузыревым. «Вечером дома я имела хорошую нахлобучку — дескать, целовалась слишком уж натурально. На мое возражение: «Боник (я его так ласково звала), а ты сам как же целуешься в своих картинах?!», получила ответ: «Я это я, а ты это ты».

Еще одной «этапной» ролью Скобцевой стала Элен Курагина-Безухова в фильме-эпопее Бондарчука «Война и мир». Однако актриса играть эту холодную красавицу-аристократку не желала. «Не нравилась мне эта светская львица, неприятна была, и я долго сопротивлялась», — признавалась она. Однако совместная работа над фильмом вместе с мужем развеяла все сомнения. Из воспоминаний Ирины Константиновны: «Мне было невероятно интересно с Сергеем Федоровичем! Во время работы над сценарием он проигрывал все мужские роли, а я — женские. Мы постоянно говорили о романе, и для меня это было так значимо, так дорого, что не хотелось ничего другого. А на съемках реальный мир исчезал совершенно».

Кадр из фильма «Война и мир»
Николай Иванов, директор картины «Война и мир»: «Очень многие приняли в штыки желание Бондарчука снимать Толстого. Ведь до этого он снял только «Судьбу человека». Как-то меня повстречал поэт Михаил Светлов и закричал: «Вас всех надо отправить в Сибирь!» С Ириной Константиновной Бондарчук строже всех делал пробы. Она, кстати, никогда не позволяла себе вести как жена режиссера. Снимали мы сцену в салоне Шерер. 6.30 утра. Ирина уже в гриме и полностью готова к съемке, а Бондарчука все нет.

Картина получила колоссальное мировое признание, была удостоена высших наград на многих международных кинофестивалях, среди которых почетное место заняла премия «Оскар» — за лучший фильм на иностранном языке. Это был первый советский приз от амери¬канской Киноакадемии. Скобцева блистала на красной дорожке в платье, по силуэту напоминающем русский сарафан, правда, от Кардена — из золотой парчи с набивными цветами. Ею восхищались все.
На премьерном показе фильма в Париже собрался весь бомонд. Ирина Константиновна как-то рассказала, что одна из представительниц высшего света — княгиня Мещерская, подошла к ней и поинтересовалась: «Вы тоже титулованная?». На что Скобцева робко ответила: «Нет, я артистка» — «Надо же, а внешность и манеры у вас аристократические».
 

Бондарчуку было сорок. Эта картина ему дорого обошлась. Он... умирал на съемках. Внезапно остановили съемки и велели срочно готовить первую серию для фестиваля. Нужно было все срочно перезаписывать, озвучивать, писать музыку. У него даже остановилось сердце на несколько минут. Это была клиническая смерть.

Картина «Война и мир» стала вехой не только в творческой жизни Скобцевой и Бондарчука, но и в личной. Можно сказать, она «подарила» им двоих детей. По словам Ирины Константиновны, «Аленка по рождению — «нулевая серия» фильма, а Федюшка родился, когда папа завершал последнюю».

Рождение каждого ребенка знаменовалось ценными подарками от мужа любимой супруге — оба раза ей было вручено по бриллиантовому кольцу. «Увы, эти кольца вместе с другими украшениями украли — прямо из нашей квартиры», — с сожалением констатировала Ирина Константиновна. Сохранились лишь золотые сережки с бриллиантами, которые в момент кражи были на ней. Они для актрисы знаковые. Это подарок, который она сделала сама себе, купив драгоценное украшение в солидном ювелирном магазине на свой первый достойный гонорар — за съемки в фильме «Зигзаг удачи». 


Бондарчук и Скобцева были полностью погружены в съемочный процесс «Войны и мира», и на собственных детей времени родителям не хватало категорически. И все же опосредованно дети были к фильму причастны. Четырехлетняя Алена присутствовала на съемках сцены первого бала Наташи Ростовой. В преддверии композитор Вячеслав Овчинников вальсировал с ней в выстроенных на «Мосфильме» декорациях, а девочка была потрясена тем, что «папа с огромной трубой в руках катался туда-сюда на большом пылесосе». В то же время маленький Федя представлял себя в образе гвардейца русской армии. Вооружившись бельевой палкой и надев фуражку, он маршировал, громко восклицая: «Я солдат!». «То, что Федор выберет актерскую стезю, было очевидно с его детских лет», — рассказывала Ирина Константиновна, вспоминая, как сын исполнял свой коронный номер «Смерть собаки Гитлера».

'Суд сумасшедших'
Георгий Данелия, режиссер: «Скобцева всегда была красавицей номер один. А у меня не побоялась играть комедийные роли и блестяще с ними справилась. В фильме «Я шагаю по Москве» у нее был малюсенький эпизодик, который сделала она сама. И походку, и зонтик, и каблучки — все придумала Ирина.Они мне запомнились прежде всего вместе с Сергеем Федоровичем. Они так любили друг друга. Ведь она пожертвовала своей карьерой актрисы ради него, мало снималась. Сейчас мы редко видимся, хотя я ее очень люблю и слежу за ней»..


 

Съемочный процесс грандиозной киноэпопеи «Война и мир» занял десять лет. Дикое перенапряжения Сергея Бондарчука сказалось на его здоровье. Прямо во время съемок у режиссера внезапно остановилось сердце, он пережил клиническую смерть. «Я тогда почувствовала, что умираю вместе с ним», — делилась своими ощущениями актриса.

Ушел из жизни Сергей Федорович гораздо позже, в 1994 году, но для супруги горе было безутешным. Федор говорил, что мать после смерти отца не могла прийти в себя очень долго. «Я имела все: любовь, счастье, семью, а теперь у меня — темнота, — призналась Ирина Константиновна в одном из интервью тех лет. — Алена как-то спросила: «Мама, почему у тебя нет друзей?». А потому что вся моя жизнь как тогда, так и сейчас, принадлежит служению ему — Бондарчуку».

Ирина Скобцева с внуком Константином Крюковым и дочерью Аленой Бондарчук

Дети всеми силами помогали матери справиться с собой и хоть как-то восстановиться после утраты. Особенно Алена. Как рассказывали близкие, она буквально вытащила мать к жизни. А свою сохранить не смогла. В 2009 году 47-летняя Алена Бондарчук — актриса МХАТ имени Горького, киноактриса — умерла от рака.


Юлия Николаевна: «Бондарчук всем своим друзьям помог выучить детей. Снимал их в своих фильмах. Тихонову помог со старшим сыном и дочку его учил. Сына Ростоцкого выучил, дочку Гены Шпаликова, а своему сказал: «Федя, ты сам». Конечно, во ВГИКе все и так знали, что Федя его сын. Он очень артистичный, но попал в такое время. Алена снялась у отца в «Тихом Доне», сыграла Наталью. 

дочь и внук

Этот удар Судьбы Скобцева истолковала так: «Когда моя любимая семья была полностью в сборе, я была невероятно счастливой. Потом я потеряла Сережу, а он, наверное, не смог там без нашей дочери, вот и забрал ее к себе». Характеризуя дочку, актриса сказала: «Я думаю, что гены наши, энергия вместе с нами не исчезают, а передаются потомкам. Так вот, Алена получила самую лучшую энергию от женщин, которые были в ее роду —как по линии отца, так и по моей. О такой дочери можно только мечтать! Мне очень тяжело без нее, и если бы не ее ребенок, Костя, я наверняка не выжила бы».

Да, на этот раз опорой Ирине Константиновне стал не только Федор, но и Константин Крюков, сын Алены Сергеевны. «Чтобы мне не было совсем горько и одиноко, Костя стал жить со мной, — рассказала актриса. — Мы изо всех сил поддерживаем друг друга, как умеем». У бабушки и внука сложились абсолютно дружеские отношения. Они откровенно говорят на любые темы, делятся друг с другом новостями и переживаниями, обсуждают книги и фильмы.


 

Федор часто говорил отцу: «Весь твой подготовительный период, который ты годами делал на монтажном столе, я делаю очень быстро на компьютере. Сергей восхищался: «Вот бы мне это». Он очень любил все новое и талантливое.

Поскольку Константин не только актер и кинопродюсер, но также профессиональный художник-ювелир, он часто одаривает своих родных украшениями из драгкамней и металлов, изготовленными по собственным эскизам. Однако с бабушкой возникают затруднения. Дело в том, что Ирина Скобцева не носит современные украшения. «По мнению бабушки, драгоценность должна иметь свою историю, — рассказал однажды Костя. — Поэтому изредка она надевает только старинные кольца, ожерелья». Так что приходится внуку придумывать другие подарки для любимой бабушки

«Тихий Дон».Этот фильм не видел никто. Это трагическая история. Итальянский продюсер воспользовался именем Бондарчука, чтобы получить деньги на фильм. На суде продюсер был объявлен банкротом. Но самое страшное, что авторская копия тайком вывезена в Лондон и там спрятана. И теперь уже итальянское правосудие не может получить ее.

За этот фильм Сергею Федоровичу попало в прессе. Его упрекали в отсутствии патриотизма...,а  он был человеком с большим чувством юмора, и когда он чувствовал, что человек его не понимает, входил в кураж. Как-то ему позвонили из одного журнала, кажется из «Огонька», и спросили: «А где вы снимаете «Тихий Дон»?» — «На Миссисипи». — «А кто будет играть Григория?» — «Ричард Бартон». А Бартон к тому времени уже давно умер. Время все ставит на свои места. Как бы враги ни хотели, искусство Бондарчука будет жить. 25 сентября, в день его рождения, на вечер памяти пришло столько народу, что яблоку негде было упасть. Пришли и те, кто ругал его, как будто этого ничего не было. И говорили, говорили такие слова...


Игорь Таланкин, режиссер: «Мы познакомились в 57-м на съемках фильма «Куда шли солдаты». На них было приятно смотреть — они просто светились любовью. Я снимал Иру практически во всех своих картинах. Скобцева — это удивительный сплав красоты, женственности, ума и высокой образованности. Я наблюдал их совместную жизнь в течение многих лет: только любовь, дружба и взаимопонимание полное. Она работница в самом житейском смысле этого слова. Стирать, мыть полы, копать землю, чинить водопровод... Все могла. Она пошла в свою маму, которой сейчас 87 лет, а она постоянно трудится.То, что случилось с Бондарчуком, случилось и со мной. На пятом съезде кинематографистов кучка экстремистов решила поплясать на нем. Но его знали и любили во всем мире, и думаю, что особой драмы для него в этом не было. Хотя эта история несомненно укоротила ему жизнь. Уход из жизни Бондарчука — это уход огромной части жизни для Ирины».


Наталья Андрейченко, актриса: «Ирина Скобцева... Когда я слышу это имя, вспоминаю свои чудесные студенческие годы, когда в моей жизни навсегда появились два новых родных человека — Ирина Константиновна и Сергей Федорович Бондарчуки — мои Учителя и Наставники. Друзья. Советчики. Ирина Константиновна...Вы вслушайтесь в это имя! Так звучит дом, семья, тепло, любовь... Пахнет свежеиспеченным хлебом, цветами, снегом. Сергей Федорович, к сожалению, из-за съемок не всегда мог быть с нами столько, сколько хотелось бы, а Ирина Константиновна была с нами всегда. Я научилась у нее очень и очень многому. Мы друзья и когда все хорошо и когда не очень. Всегда.Ирина Константиновна — красивая женщина, чудесная любящая мать... Ее превосходные качества и таланты можно перечислять до бесконечности. Но у нее был еще один редкостный талант — быть женой великого человека, жертвовать собой ради того, кого любишь. Всегда.

Вот. Но это коротко, очень-очень коротко об Ирине Константиновне, которую люблю всегда».

Скобцеву часто спрашивают, как же ей удается оставаться столь красивой и стройной в таком преклонном возрасте, интересуются, делала ли она какие-нибудь пластические операции, просят поделиться женскими секретами. Если суммировать ответы Ирины Константиновны на эти вопросы, то они сводятся к следующему — секретов никаких нет. На диетах она никогда не сидела, а из еды предпочитает жареную картошку и драники; спортом не занималась, потому что ни зарядку, ни какие-либо иные физические нагрузки не любит; о походе к пластическому хирургу не помышляла и никаких особенных процедур со своей внешностью не проводила. «Мои бабушка и матушка, которых я боготворила, до конца своих дней оставались стройными, — говорит актриса. — И очевидно, мне нужно благодарить генетику и природу, наградившую меня такой внешностью». 



http://www.tele.ru/

https://www.kommersant.ru/doc/2284657

Серия сообщений "Кинематограф и театр России.Актеры":
Часть 1 - Яркие фото о жизни и творчестве Михаила Барышникова
Часть 2 - Ты помнишь, Юра, детство читинское..
...
Часть 13 - Памяти Алексея Баталова
Часть 14 - Скончалась актриса Вера Глаголева
Часть 15 - Ирине Скобцевой 90-лет..."Моя жизнь принадлежала Бондарчуку"

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


?

Log in

No account? Create an account